5 признаков аутизма у ребенка: как распознать и что с этим делать?

Управление образования администрации города Прокопьевска

Особенности обонятельного восприятия.

У детей с аутизмом либо наступает полная адаптация ко многим запахам, и они их не различают (гипочувствительность), либо, наоборот, острота обоняния настолько высока (гиперчувствительность), что критичность к запаху возрастает. Непереносимость одного аромата ведет к переносу данного ощущения на другой, если он слегка напоминает пониженной чувствительности к запахам дети пытаются извлечь информацию из объекта другими способами – лижут, осматривают, ощупывают предмет, что смотрится необычно. При повышенной чувствительности может наблюдаться такая непереносимость, что ребенок отказывается посещать туалет, приближаться к человеку с определенным типом парфюма.

Причины аутизма

Выдвигаются разные теории, объясняющие причины аутизма:

  • Биологическая природа (наследственность, патологии эндокринной системы, заболевания крови и др.)
  • Конституционально-генетическая причина резидуально-органической патологии ЦНС (вследствие пре-, пери-, и постнатальной патологии развития)
  • Аутосомно-рецессивное направление, аутизм встречается при умственной отсталости (синдром Дауна, синдром Х-ломкости)
  • Психогенная природа, неспособность детей эмоционально взаимодействовать с окружающими (дефект аффективного контакта) или отсутствие в раннем детстве материнского тепла и внимания, аффективной положительной атмосферы
Причины аутизма

Маленькие пациенты профессора Рахманова после прохождения очередного курса психосоциальной реабилитации

Адаптироваться в обществе

По словам президента "Центра проблем аутизма", проявления расстройства можно подавить с помощью поведенческой и медико-биологической терапии. Лечение можно начать в любом возрасте, но чем раньше, тем лучше. К подростковому возрасту терапия дает заметные результаты, и ребенок имеет шансы адаптироваться в обществе и взаимодействовать с людьми.

"Поведенческая терапия или ABA-терапия — это комплексная терапевтическая программа, основанная на методе прикладного анализа поведения. Законы поведения объективны и универсальны, а вот терапия, основанная на них всегда индивидуальна. Она помогает ребенку освоить навыки, необходимые для коммуникации с другими людьми. В рамках этой терапии корректируют проблемное поведение и формируют необходимые навыки, которые при аутизме не формируются автоматически или обычным воспитанием, нежелательные формы поведения, которые мешают его социализации (например, публичные истерики) при формировании желательных (например, сообщать о своих желаниях социально приемлемым образом) постепенно угасают", — пояснила Мень, добавив, что медико-биологическая терапия также сугубо индивидуальна и зависит от тех факторов, которые спровоцировали развитие аутизма.

Читайте также:  5 типов поведения взрослых людей, вызванных травмами детства

Классификация расстройств аутистического спектра

Самыми основными и часто встречающимися на практике видами РАС являются:

1. Синдром Каннера — ранний детский аутизм. В зависимости от степени отгораживания от внешнего мира проявляется у детей в 4-х формах:

— Полная отрешенность от происходящего. — Активное отвержение. — Захваченность аутистическими интересами. — Трудность организации общения и взаимодействия.

2. Синдром Аспергера. Нарушений в умственном развитии не отмечается, страдает лишь коммуникативная сторона — не умеют сопереживать, устанавливать контакт с другими людьми, не слушают их, могут беседовать сами с собой.

3. Синдром Ретта. Очень редкое заболевание, встречается чаще у девочек. Характерным для этого синдрома являются однообразные, стереотипные движения рук, не носящие целенаправленного характера.

4. Детский психоз. Характерны стереотипии в поведении, коммуникативные расстройства, нарушения социального поведения. Речь неясная, иногда представляющая собой бессмысленный набор слов. Могут застывать на месте, как куклы.

5. Атипичный аутизм. От обычного аутизма отличается отсутствием какого-либо одного из «триады» основных признаков.

Проявления аутизма у новорожденных

У грудничков и новорожденных детей значительно выражены внешние признаки, которые указывают на наличие заболевания: отсутствие улыбки, ярких эмоций, активности, присущей другим детям их возраста, мимики и многих жестов. Взгляд младенца зачастую устремлен в одну и ту же точку или на какой-либо определенный предмет.

Такие дети практически не просятся на руки и не копируют эмоции взрослых. У грудных детей аутистов практически отсутствует плач, он не создает проблем родителям, способен часами самостоятельно занимать себя, не проявляя никакого интереса к окружающему миру. Малыш не гулит, не лепечет, не отзывается на собственное имя. Для таких детей характерна некоторая задержка в развитии: поздно начинает сидеть и ходить, наблюдается отсталость в росте и весе.

Такие дети зачастую отказываются от грудного вскармливания и не приемлют прикосновений отца или матери.

Что делать?

Если вы замечаете, что ребенок не копирует и не повторяет ваши действия, слишком замкнут на своих внутренних процессах, подолгу не переключается, не понимает обращённой речи к двум годам (может не говорить и не повторять слова, это вариант задержки, но это поправимо). Если ребенок просто вас не понимает — начинайте комплексное обследование, покажите ребёнка хорошему детскому неврологу и детскому психиатру.

Не стоит бояться врачей. Хороший детский психиатр – это не «авторитетная» тётенька-профессор с сорокалетним стажем, которая смотрит ребёнка на вставая из-за стола в течении пятнадцати минут, а потом выписывает нейролептики на пяти листах.

Хороший детский психиатр — это прогрессивный врач, который играет, общается с малышом не менее получаса. Потом отправляет его обследование ЖКТ и нервной системы, подробно расспрашивает о родовом и генетическом анамнезе, осторожно назначает медикаментозную поддержку , а затем — развивающие занятия с нейропсихологом, дефектологом, логопедом и сенсорно-интегративным терапевтом.

Здесь очень важна первичная диагностика, чтобы вовремя начать работать с симптомами. Чем раньше начнётся коррекция, тем больше шансов у ребёнка на полноценную жизнь в будущем. Очень многое удаётся поправить, если вы проводите раннюю диагностику.

Главное — сохранять адекватный взгляд на ситуацию, не поддаваться настроениям «у нас все плохо», но и не впадать в глухую защиту «все нормально, он перерастёт». Поддерживающий любящий родитель всегда будет на стороне своего ребёнка и специалисты лишь помогут выстроить грамотную поддержку в случае отставаний в развитии.

Самое главное, для нас родителей, и, наверное, основное: любить ребёнка любым. Таким, какой он родился. Просто вовремя и грамотно поддерживать, если ему нужна помощь.

Читайте также:  17 лучших складных кресел для отдыха на природе

© Anna Kolosyuk on Unsplash

Как можно исправить ситуацию?

Елисей Осин подчеркивает: перечисленные им проблемы с диагностикой —далеко не единственное препятствие в постановке правильного диагноза. Преградами становятся и малое количество диагностов, и низкая настороженность педиатров, и малая осведомленность родителей об аутизме как таковом.

«Я пока не очень вижу реальные способы преодолеть эту ситуацию, но в первую очередь мне кажется, что нам нужно очень внимательно и скрупулезно исследовать систему психиатрической помощи в России: какие идеи преподаются специалистам во время обучения и производственной практики. Если мы приглядимся к тому, чему учат в университетах, и к тому, что происходит в больницах, очень вероятно, что следующий вывод — нам придется заниматься активной переподготовкой и переобучением людей, в частности, обучая их критическому мышлению и чтению современной медицинской литературы», — говорит эксперт.