А давайте порычим, или Как поставить звук «р» у ребенка

ykaneva 2020-09-24T13:46:35+00:00 September 28th, 2016 | Практика английского, ТОП статей в блоге| 155 Comments 155 213,141

Причины неправильного произношения звука «р»

Многие дети по мере взросления начинают испытывать дискомфорт из-за неправильного произношения некоторых звуков. Сверстники начинают дразниться, что в итоге приводит к развитию комплексов и неуверенности в себе. Кроме того, недостатки в устной речи влияют и на письменную, что, в свою очередь, сильно снижает успеваемость. Но почему же возникают подобные нарушения в речи?

По словам эксперта, нарушения произношения могут быть либо самостоятельными, либо выступать в качестве одного из проявлений более сложного нарушения звуковой речи. Разнообразные недостатки произношения звуков «р» и «рь» выражаются в их искажении или в замене. Основными причинами, по словам логопеда, являются:

укороченная подъязычная складка («уздечка»), ограничивающая движения вверх кончика языка и передней части спинки языка;

слабость мышц языка;

неумение выполнять языком непроизвольные целенаправленные движения;

нарушение фонематического слуха — неспособность ребенка различать услышанные фонемы.

Кроме того, мы узнали, что зубы тоже могут оказывать влияние на качество произношения различных звуков. По словам специалиста, неправильный прикус только усложняет работу и увеличивает сроки исправления речевых недостатков:

при открытом прикусе (когда зубы не сходятся) часто возникает межзубное произношение;

при боковом прикусе звуки могут произноситься с неприятным хлюпающим звуком;

при глубоком прикусе (нижняя челюсть перекрывается верхней) постановка звука «р» часто сочетается с высоким и узким небом, что сильно усложняет постановку верного произношения.

«Если у ребенка нет других речевых нарушений, кроме неправильного произношения звука «р», то это трудность в его артикуляции. Поэтому родителям не стоит паниковать, если их ребенок в три года не «рычит». Артикуляционный аппарат должен быть подготовлен».

Особое внимание стоит уделить нарушению фонематического слуха. Это довольно серьезная проблема, которая в дальнейшем приведет к ухудшению успеваемости ребенка в школе, поскольку восприятие устной и письменной речи при этом нарушении сильно страдает.

Звук / æ / – ни А, ни Э

Произносится он в таких словах, как man, that, dad и т.д. Этот звук для удобства называют “лягушкой” или “бабочкой”, но его научное название “Near-Open Front Unrounded Vowel”.

Читайте также:  Минихолецистэктомия: преимущества операции

Как работает речевой аппарат: язык продвинут вперед, кончик языка касается нижних зубов. Средняя спинка языка немного выгнута вперед и вверх. Расстояние между челюстями значительное. Глотка и язык напряжены. Звук короткий.

Возможная ошибка: замена звука / æ / на / э / или / а /, хотя этот звук – ни то, ни другое. Если уж искать параллели с русскими фонемами, то он больше похож на тот звук / а /, который используется нами после мягких согласных в ударном положении (сравни звук в слове пальцы и пяльцы – согласись, звуки разные!). При этом уголки губ раздвигаются друг от друга дальше, чем для слова пяльцы (как будто ты хочешь улыбнуться).

Еще один совет: приготовь свой рот для звука / э / (например, начни говорить слово вещь), задержи речевой аппарат в таком положении, но скажи звук / а /.

Если все равно сложно понять, то опишу еще один прием: попробуй “выдвинуть” нижнюю челюсть вниз кончиком языка, но при этом помни про “надвигающуюся улыбку” (растянутые в стороны уголки губ). Получилось? Примерно такое положение будет иметь твой артикуляционный аппарат при произнесении этого звука (смотри на картинке).

По ссылке ты найдешь очень полезное видео от Rachel’s English, из которого сделан этот скриншот.

Итак, произносить научились, теперь необходимо закрепить результат. Для этого предлагаю проговорить несколько десятков односложных слов с этим звуком. Настраиваем речевой аппарат в нужное положение и начинаем тренировку:

bad /bæd/

map /mæp/

add /æd/

plan /plæn/

lamp /læmp/

fat /fæt/

back /bæk/

can /kæn/

man /mæn/

hand /hænd/

fact /fækt/

crab /kræb/

catch /kætʃ/

trap  /træp/

Звук / æ / – ни А, ни Э

stamp  /stæmp/

damp /dæmp/

lap  /læp/

bank /bæŋk/

dad /dæd/

pad /pæd/

mad /mæd/

that /ðæt/

lad /læd/

cap /kæp/

hat /hæt/

black /blæk/

scat /skæt/

rank /ræŋk/

gas /ɡæs/

rack /ræk/

Теперь попрактикуйся на скороговорках. На всякий случай, звук /æ/ выделен в них жирным шрифтом:

  • Harry and Pat stand hand in hand.
  • A fat cat sat on a mat and ate a fat rat.
  • Fat Pat has a fat cat. Pat’s fat cat is in Pat’s hat.
  • I have to cram for my exam.

В завершение обещанная фраза из песни, которая накрепко засядет в твоей памяти и всегда будет напоминать о верном произношении:

Читайте также:  Глицин. Для чего он нужен

I’m the Scatman!

Дифтонги

Звук Особенность произношения Типичные комбинации Слова-исключения
/aɪ/ «Ай»Позиция губ как при произношении звука /ʌ/, но губы немного больше напряжены. После первого звука сразу же язык двигается вверх на произношение звука /ɪ/. Второй элемент дифтонга произносится с меньшей интенсивностью. i в открытом слогев словах с конечным немым ewrite, five, die, dive, arrivey под ударениемapply, spy, sly, try перед nd, ldkind, blind, childighhigh, right, light перед немой sisle, islandперед n pinteye eieither, neitheruybuy, guy
/eɪ/ «Эй»Позиция губ как при произнесении звука /e/. После первого звука сразу же язык двигается вверх на произношение звука /ɪ/. Второй элемент дифтонга произносится с меньшей интенсивностью. a в открытом слогеradio, favourite в словах с конечным немым eplate, pageaipain, Spain, rain, paidayday, away eagreat, breakeieight, veileythey, grey
/ɔɪ/ «Ой»Первый звук произносится чуть более напряженно, чем обычный звук /ɒ/. После первого звука сразу же язык двигается вверх на произношение звука /ɪ/. Второй элемент дифтонга произносится с меньшей интенсивностью. oiboil, spoiloytoy, enjoy
/ɛə/ «Эа»Произносим гласный, подобный русскому звуку [э] в слове это, после произнесения которого заканчиваем слабым [ə] с оттенком звука [ʌ]. Второй элемент дифтонга произносится с меньшей интенсивностью. airfair, air, chairarecare, spare earpear, tear (рвать)erewhere, thereeirtheir
/ɪə/ «Иа»Позиция губ — как при произнесение звука /ɪ/, а затем заканчиваем слабым [ə] с оттенком звука [ʌ]. Второй элемент дифтонга произносится с меньшей интенсивностью. eerbeer, deererehereeardear ierfierceeirweirdeaidea, real
/əʊ/ «Оу»В начале стараемся произнести звук /ɔ/, затем округляем губы немного сильнее и переходим на звук /ʊ/. Второй элемент дифтонга произносится с меньшей интенсивностью. о в конце словso, Mexico, agoв словах с конечным немым estone, home, toeoaboat, coast перед ldcold перед thbothowlowиногда oushoulder
/aʊ/ «Ау»Позиция губ как при произношении звука /ʌ/, но губы немного больше напряжены. После первого звука губы немного округляются для произнесения звука /ʊ/. Второй элемент дифтонга произносится с меньшей интенсивностью. большинство ownow, brown, how, towelбольшинство ouhouse, out, ground
/ʊə/ «Уэ»Позиция губ как при произношении звука /ʊ/, но губы немного больше напряжены, а затем заканчиваем слабым [ə] с оттенком звука [ʌ]. Второй элемент дифтонга произносится с меньшей интенсивностью. u в открытом слогеduring, jury, security-urecure, sure, pure
Читайте также:  Противовирусные препараты при коронавирусе

Заключение

Английское произношение многих слов может новичкам показаться непривычным. Но не стоит отчаиваться — эталонный британский акцент сложно приобрести за пару занятий. А поскольку английский — язык международного общения, в коммуникациях с иностранцами, как правило, идеальное произношение играет меньшую роль, чем грамотная речь и способность понимать собеседника. Более серьезно изучить фонетику стоит тем, кто собирается жить и работать в англоязычной стране, особенно в Великобритании. При этом жители многонациональных США, как правило, лояльнее относятся к акценту собеседника. Не стоит также забывать, что существует огромное количество диалектов, и носители английского, скажем, из Дублина и Техаса могут не сразу понять друг друга.

Многообразие звуков в английском удивляет многих, а теоретические материалы кажутся бесконечными. Совет прост — уделяйте больше времени общению с носителями языка. Диалоги с британцами помогут вам запомнить особенности произношения часто используемых слов. Обращайте внимание на ударения, интонации, эмоциональную окраску лексем, используемых собеседником. Также записывайте свою речь на диктофон, анализируйте ошибки и пытайтесь добиться правильного звучания — эти занятия обязательно принесут плоды.